Google plus mywebinars


    Яндекс.Метрика
  Яндекс цитирования

Онлайн обучение пользователей ERP-систем с использованием сценарного подхода

Подготовка квалифицированных пользователей внедряемых на предприятиях ERP-систем – это один из ключевых факторов, определяющий успешность проектов внедрения, а также не менее значимый фактор влияния на совокупную стоимость последующего владения этими системами. Однако обучение пользователей на курсах и тренингах находятся под прессингом необходимости снижения затрат и учета контекста, т.е. условий применения ERP-систем к бизнес-процессам конкретного предприятия. Отправлять высокозначимых для работы предприятия сотрудников на учебу «с отрывом от производства», а также нести возможные сопутствующие расходы, связанные с их проездом к месту обучения и проживанием, стало сегодня дорогим удовольствием. Помимо этого, обучение в классе по стандартной программе в смешанных группах, т.е. с вероятным участием специалистов с других предприятий и с разным уровнем начальной подготовки и приоритетами целей обучения, все в меньшей степени отвечает требованиям заказчиков обучения. Необходимы новые экономически эффективные методы и средства доставки соответствующих знаний и навыков, независящие от расстояний и часовых поясов. Далее мы расскажем о нашем опыте онлайн обучения пользователей ERP-системы Microsoft Dynamics NAV по направлениям управление финансами и разработка приложений.

Прежде всего отметим важность непосредственного активного участия обучаемого в бизнес-сценариях, так как именно выполняя действия в ERP-системе и осознанно двигаясь к поставленным учебным целям в рамках сквозного примера, связанного с настройкой конфигурации, типовыми правилами работы или разработкой бизнес-приложения можно достигнуть полного понимания принципов работы системы, ее информационной структуры и правил применения инструментов для модификации или наращивания функциональности. Таким образом, предлагаемое нами обучение основывается на сценарном подходе, который предполагает адаптацию обучения под потребности заказчика – его отраслевую специфику, актуализацию изучаемых тем, распределение бюджета учебного времени и др.

Предлагаемое нами обучение предполагает два варианта организации. Первый – это обучение, при котором к компьютеру преподавателя подключаются компьютеры обучаемых, при этом обучаемый может видеть действия преподавателя с ERP-системой на своем или дополнительном мониторе, повторять их синхронно на своей инсталляции системы и в некоторых случаях предоставлять преподавателю доступ к своему «рабочему столу» для преодоления каких-либо ошибок или ситуаций. Второй вариант предполагает подключение к компьютеру преподавателя выделенного компьютера-транслятора в удаленном классе, подключенного к проектору и аудиоколонкам. Обучаемые работают с ERP-системой каждый на своем учебном месте, выполняя инструкции и повторяя действия преподавателя. Данный вариант предполагает наличие ассистента-администратора в классе, способного решать возникающие на учебных местах проблемы, устранять нежелательные ситуации или сбои.

Так в частности, онлайн тренинг по основам разработки в Microsoft Dynamics NAV проводился по первой схеме. Предложенный сценарий обучения предполагал разработку прототипа нового функционального модуля по управлению торговыми операциями. Для этого создавались таблицы, формы пользовательского интерфейса, обработчики, отчеты и средства импорта и экспорта данных. Примечательной особенностью являлось то, что данный онлайн тренинг был проведен синхронно с тренингом в классе (где находились слушатели и преподаватель), т.е. фактически было объединено пространство реального класса с дополнительными «виртуальными» учебными местами. В течение нескольких дней каждый участник прошел всю траекторию обучения и создал в своей инсталляции ERP-системы набор вышеперечисленных объектов приложений, построив тем самым новый функциональный модуль.

Онлайн обучение по второй схеме выполнялось для группы бухгалтеров по основам использования стандартного финансового модуля Microsoft Dynamics NAV. Участники тренинга, не покидая офиса своей компании, создали в ERP-системе новое юридическое лицо, настроили рабочий план счетов, правила учета финансово-хозяйственных операций, ввели некоторое количество первичных документов и закрыли учетный период, исследовав попутно функциональные возможности системы в части учета банковских счетов и касс, расчета и учета НДС, мониторинга дебиторской задолженности. Стоит отметить, что данный вариант онлайн тренинга дает возможность обучения сотрудников одновременно в нескольких филиалах компании, что особенно актуально в момент ввода ERP-системы в эксплуатацию.

Продолжая рассуждения касательно сценарного подхода, особо выделим его эффективность в области изучения функций ERP-системы применительно к планированию и учету на производстве в соответствии с концепцией MRP, управлению торговыми и снабженческими операциями, управлению клиентами (CRM) и др. Посредством бизнес-сценариев, реализуемых на типовой или адаптированной конфигурации ERP-системы, таким образом осуществляется симуляция работы компании (офиса), что дает возможность почувствовать и освоить функции и роли, поддерживаемые новыми инструментами управления.

Подводя итог сказанному, перечислим преимущества сценарного подхода к онлайн обучению с использованием реальной ERP-системы:

  1. Явная экономия на сопутствующих расходах в сравнении с очным обучением в классе;
  2. Возможность гибкого расписания – удобное для заказчика количество учебных часов в день, например, по окончании рабочего дня сотрудников компании, вкупе с привычными рабочими условиями обеспечивают лучшее усвоение учебного материала и отсутствие (или снижение) потерь рабочего времени;
  3. Программа обучения адаптируется (кастомизируется) под корпоративного заказчика и обретает необходимый бизнес-контекст, позволяя каждому участнику тренинга осознанно проиграть соответствующие функциональные роли, тем самым лучше понять и возможности ERP-системы и новые практики работы;
  4. Техническая реализация не требует специальных технических условий, главные – относительно стабильное (на время сеанса) широкополосное (от 512 кбит/сек.) подключение к Интернет и наличие инсталляции ERP-системы на компьютере обучаемого, что обеспечивает быструю и экономически выгодную настройку удаленных классов или «виртуальных» учебных мест.

Однако, реализация указанных возможностей предлагаемого нами онлайн обучения выдвигает и ряд требований в отношении этапа подготовки тренинга. В частности, это анализ начальных знаний и навыков участников, как пользователей ERP-системы (участники должны иметь примерно одинаковую начальную подготовку во избежании рассогласования скорости прохождения бизнес-сценария, в противном случае группы стоит сегментировать и разбивать на подгруппы), также необходим сбор исходных данных для адаптации содержания и расписания обучения. Помимо этого желательно, что бы участники тренинга имели общую компьютерную подготовку на уровне уверенного пользователя для запуска специальных программ для онлайн обучения и выполнения подключений к источнику вещания и других сопутствующих задач.

Автором статьи совместно с Учебным центром «R-Style» подготовлен ряд онлайн обучения и функционально-ориентированных «кейсов» для пользователей Microsoft Dynamics NAV различных версий, что открывает перед компаниями, использующими эту ERP-систему, новые возможности по повышению эффективности своей работы.

Перечень предлагаемых курсов можно найти на сайте
учебного центра - www.r-study.ru.

Александр А. Степанов
к.т.н., Microsoft Certified Trainer,
Преподаватель Учебного центра «R-Style»

Контакты:
г. Москва, ул. Пришвина, д.8,
корп.1, офис 212
E-mail: edu@r-study.ru
Тел./Факс:  +7(495) 788-7280


Организация и проведение вебинаров, онлайн мероприятий, удаленное обучение сотрудников